За организацию игровых автоматом

За организацию игровых автоматом thumbnail

С.Н.Шеленков
руководитель юридической группы
ЗАО «Консалтинговая группа «Экон-Профи»

В настоящее время многие организации
(магазины, бары и т.п.) расширяют сферы
предпринимательской деятельности посредством
размещения на обслуживаемых территориях игровых
автоматов. Установка таких автоматов вызывает
множество вопросов, связанных с возникновением
объекта налогообложения по налогу на игорный
бизнес, уплатой указанного налога,
лицензированием со стороны государственных
органов и т.п.

Для того, чтобы ответить на эти
вопросы, следует обратить внимание на ряд важных
аспектов. Рассмотрим подробнее последствия,
которые влечет за собой установка игровых
автоматов

На каких основаниях устанавливается
игровой автомат?

При установке игровых автоматов
организациям следует определить, на каких
основаниях они устанавливаются и
эксплуатируются. Таких оснований три1:

1) предоставление третьим лицам места
для установки игровых автоматов.
Данная
ситуация влечет получение доходов в виде
арендной платы за отведенное для эксплуатации
игровых автоматов место и освобождение от
бремени содержания таких автоматов;

2) приобретение игровых автоматов в
собственность
с целью их самостоятельной
эксплуатации, что позволяет обратить весь доход
от использования игровых автоматов в пользу
приобретателя. Одновременно собственник несет
бремя содержания игрового автомата (в том числе
его обслуживание, проверку исправности и т.п.);

3) аренда игровых автоматов в целях
извлечения дохода от их использования. В этом
случае доход от использования игровых автоматов
будет уменьшаться на величину арендной платы
собственнику (арендодателю), а бремя их
содержания — распределяться между сторонами по
условиям договора (либо закона)2.

В первом случае организация, будучи
арендодателем по договору аренды и не приобретая
статуса собственника или арендатора игровых
автоматов, вне зависимости от каких-либо иных
оснований не становится ни плательщиком налога
на игорный бизнес, ни лицом, которому требуется
приобретение лицензии на организацию и
содержание игорного заведения. При этом
бухгалтерский учет и налогообложение ведутся ею
в общеустановленном порядке.

В двух других случаях, имея в
собственности и эксплуатируя игровой автомат,
организация при определенных условиях может
приобрести статус игорного заведения и стать
плательщиком налога на игорный бизнес,
уплачиваемого в связи с эксплуатацией игровых
автоматов, а также лицом, которому требуется
получить специальное разрешение (лицензию).

Это происходит в случае, когда
организация признается игорным заведением, то
есть предприятием, в котором на основании
лицензии на осуществление предпринимательской
деятельности в области игорного бизнеса
проводятся азартные игры и (или) принимаются
ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская
контора, зал игровых автоматов и иные игорные
дома (места) (ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998
года N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес»,
далее Закон о налоге на игорный бизнес).

Когда игровой автомат является
объектом налога на игорный бизнес?

Как следует из приведенного выше
определения, одним из условий признания
организации игорным заведением является
проведение ею азартных игр. Согласно ст. 2 Закона
о налоге на игорный бизнес азартная игра
представляет основанное на риске и заключенное
между двумя или несколькими лицами, как
физическими, так и юридическими, по правилам,
установленным игорным заведением, соглашение о
выигрыше, исход которого зависит от
обстоятельства, на наступление которого стороны
имеют возможность оказывать воздействие. Таким
образом, ключевым в определении азартной игры
следует признать наличие риска, то есть ситуации,
при которой исход игры на игровом автомате не
может быть заранее определен. Принимая во
внимание, что игра на любом игровом автомате
предполагает наличие риска проигрыша внесенных
денежных средств или выпадения определенного
выигрыша, можно сделать вывод, что на всех
игровых автоматах проводятся азартные игры.

В то же время не все игровые автоматы
являются объектом налогообложения по налогу на
игорный бизнес, поскольку с точки зрения
налогового законодательства игровым автоматом
признается специальное оборудование
(механическое, электрическое, электронное и иное
техническое оборудование), установленное в
игорном заведении и используемое для проведения
азартных игр с денежным выигрышем без
участия в указанных играх представителей
игорного заведения. Следовательно, неотъемлемым
признаком игрового автомата как объекта налога
на игорный бизнес является денежная форма
выигрыша.

Данное обстоятельство означает, что с
позиции законодателя, приведенной в Законе о
налоге на игорный бизнес, игровым автоматом,
признаваемым объектом налога на игорный бизнес,
не может считаться оборудование, в котором по
итогам азартной игры выпадает выигрыш в виде
определенной вещи. Иными словами, установка
игрового автомата с вещевым выигрышем не
образует объекта налогообложения по налогу на
игорный бизнес. Все доходы, полученные от
использования такого игрового автомата, будут
облагаться налогами по общей системе
налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог с
продаж). Понесенные при этом расходы, имеющие
связь с обслуживанием игрового автомата, также
учитываются при исчислении размера налоговых
обязанностей по налогу на прибыль в качестве
расходов, связанных с производством и
реализацией.

Отметим, что с момента вступления в
силу главы 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес»
(с 1 января 2004 года), позиция законодателя может
быть истолкована правоприменителями, например,
налоговыми органами, как позволяющая облагать
налогом на игорный бизнес любой игровой автомат
независимо от формы выигрыша. На основании ст. 364
НК РФ игровым автоматом для целей
налогообложения признается
специальное
оборудование (механическое, электрическое,
электронное или иное техническое оборудование),
установленное организатором игорного заведения
и используемое для проведения азартных игр с
любым видом выигрыша
без участия в указанных
играх представителей организатора игорного
заведения.

Из прочтения ст. 364 НК РФ следует, что
установка в организации игрового автомата как с
денежным, так и вещевым выигрышами будет
признаваться объектом налогообложения налога на
игорный бизнес. А, стало быть, появление на
территории какой-либо организации игрового
автомата повлечет для нее необходимость ведения
раздельного учета по доходам и расходам,
связанным с использованием игрового автомата, и
доходам и расходам от обычного вида деятельности3.
В равной мере это создаст дополнительное
основание для проведения проверок со стороны
налоговых и правоохранительных органов
относительно правильности исчисления и уплаты
налога на игорный бизнес4.

Читайте также:  Обман игровых автоматов видео

Необходимо ли получать разрешение
(лицензию)?

Что касается получения каких-либо
специальных разрешений (лицензий) со стороны
государственных органов при установке игрового
автомата, то ответ на этот вопрос в настоящее
время будет зависеть от типа игрового автомата —
с денежным или вещевым выигрышем.

Если исходить из того, что в
организации установлен игровой автомат с
денежным выигрышем, то с позиции законодателя,
приведенной в Законе о налоге на игорный бизнес,
использование такого игрового автомата для
целей извлечения дохода от ведения на нем
азартных игр требует получения лицензии. Такой
вывод связан с тем, что размещение и эксплуатация
игрового автомата с денежным выигрышем означает
для организации начало ведения игорного бизнеса,
то есть деятельности, связанной, в частности, с
извлечением дохода от проведения азартных игр в
виде выигрыша. Названный доход в силу положений
Закона о налоге на игорный бизнес может
извлекаться только специальным субъектом —
игорным заведением, представляющим собой
организацию, действующую на основании лицензии
на осуществление предпринимательской
деятельности в области игорного бизнеса. Это в
свою очередь влечет необходимость прохождения
процедуры лицензирования такой деятельности на
основании ст. 17 Федерального закона от 8 августа
2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности», постановления Правительства РФ
от 15 июля 2002 г. N 525 «О лицензировании
деятельности по организации и содержанию
тотализаторов и игорных заведений».

В то же время, в случае получения
организацией дохода от игрового автомата с
вещевым выигрышем факт ведения игорного бизнеса
с использованием игровых автоматов отсутствует,
так как игровые автоматы с вещевым выигрышем
исходя из Закона о налоге на игорный бизнес не
являются теми объектами, которые применяются в
процесс занятия игорным бизнесом. Отмеченная
особенность позволяет сделать вывод, что
эксплуатация игровых автоматов с вещевым
выигрыш не подвергается процедуре
лицензирования.

Однако с 1 января 2004 года позиция
законодателя по этому вопросу по всей
вероятности претерпит изменения.

В соответствии со ст. 364 НК РФ игровой
автомат будет, как уже отмечалось ранее, являться
специальным оборудованием, установленным
организатором игорного заведения и используемым
для проведения азартных игр с любым видом
выигрыша
. Исходя из того, что проводить
азартные игры посредством использования
игрового автомата вправе только организации,
которые осуществляют в сфере игорного бизнеса
деятельность по организации азартных игр, что в
настоящее время невозможно без наличия лицензии
на организацию и содержание игорных заведений5,
магазину формально потребуется получение
подобной лицензии при установке игрового
автомата с вещевым выигрышем.

Тем не менее, в случае принятия
Государственной Думой проекта Федерального
закона «О деятельности игорных заведений» в
ныне существующей редакции, согласно которой
игровым автоматом признается специальное
оборудование, установленное и используемое
игорным заведением для проведения азартных игр с
денежным выигрышем
, вопрос о необходимости
получения магазином лицензии будет решен в
пользу магазина, так как согласно положениям ст. 3
проекта закона только эксплуатация игрового
автомата с денежным выигрышем по своей сути
потребует от магазина приобретение специальной
лицензии6.

Какие игровое автоматы можно
эксплуатировать?

Принимая решение установить на своей
территории игровой автомат на условиях
приобретения в собственности или взятия в
аренду, организации следует проявить
необходимую осмотрительность в выборе игрового
автомата, передаваемого продавцом или
арендодателем. Это связано с тем, что в
Российской Федерации все игровые автоматы перед
началом их использования подвергаются
обязательным испытания в центрах испытания
игровых автоматов, аккредитованных
Госстандартом России, с целью утверждения типа
игровых автоматов, что подтверждается
сертификатом и знаком утверждения типа игрового
автомата, а также клеймами, с помощью которых
отдельные блоки и узлы игровых автоматов,
влияющие на результаты игры, защищают от
несанкционированного доступа.

Отсутствие такого сертификата, знаков
утверждения типа и (или) клейм на практике влечет
такие негативные последствия, как предъявление
претензий со стороны правоохранительных органов
о недопустимости эксплуатации игровых
автоматов. Именно поэтому важно перед покупкой
(арендой) игрового автомат поинтересоваться
наличием у продавца (арендодателя)
соответствующего сертификата на игровой
автомат, знака утверждения типа, а также
проверить присутствие контрольных клейм на
игровом автомате.

Как учитываются расходы при
приобретении игрового автомата?

Основная величина расходов
организации при приобретении в собственность
игрового автомата приходится на оплату его
стоимости, включающей в себя собственно цену
автомата, и сумму НДС, предъявленную продавцом
при покупке игрового автомата. Учет таких
расходов зависит от того, как классифицируется
дальнейшая деятельность организации, связанная
с эксплуатацией игрового автомата и
рассмотренная выше.

Если деятельность организации в части
использования игрового автомата
классифицируется как не связанная с игорным
бизнесом, она вправе включить в состав налоговых
вычетов сумму НДС, предъявленную продавцом7,
поскольку будет использовать игровой автомат
для осуществления операций, признаваемых
объектами НДС. Одновременно организация вправе
учесть затраты, связанные с приобретением
игрового автомата, в составе расходов,
учитываемых при исчислении налога на прибыль (в
том числе путем начисления амортизации).

Если же приобретенный организацией
игровой автомат относится к объекту
налогообложения налогом на игорный бизнес, она
не вправе зачесть «входящий» НДС, поскольку
деятельность, связанная с извлечением дохода от
ведения игорного бизнеса (проведение игр на
игровом автомате), не подлежит налогообложению
НДС в силу пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ. Это означает, что
критерий ст. 171 НК РФ, требующий использования
приобретенного имущества для целей
осуществления подлежащих налогообложению НДС
операций, не выполняется и, следовательно, суммы
НДС, предъявленные поставщиком, следует
учитываться в стоимости игрового автомата.
Равным образом, при признании игрового автомата
объектом налога на игорный бизнес организация не
сможет согласно п. 9 ст. 274 НК РФ отнести расходы на
приобретение игрового автомата на уменьшение
налогооблагаемой прибыли по обычному виду
деятельности.

Читайте также:  Новые игровые автоматы играть бесплатно без регистрации пробки

В аналогичном порядке будут
учитываться и иные расходы, непосредственно
связанные с приобретением игрового автомата,
которые понесет организация. В частности, это
относится к расходам на доставку, установку и
иные расходы по введению игрового автомата в
эксплуатацию.

______________________________________

1 В принципе могут быть и иные основания,
например, договор простого товарищества. Однако
в данном случае мы рассматриваем наиболее часто
встречающиеся ситуации.

2 В то же время данный вариант позволит
организации, не приобретая игровой автомат в
собственность, оценить коммерческую перспективу
его эксплуатации.

3 На такой вывод прямо ориентирует п. 9 ст.
274 НК РФ.

4 Отметим, что принятие нового закона в
отношении игорных заведений, в настоящее время
находящегося на рассмотрении в Государственной
Думе России, может внести некоторые коррективы в
приведенное положение.

5 На вывод о том, что азартные игры на
игровых автоматах проводятся организациями,
которые имеют соответствующие лицензии,
ориентирует и положения законопроекта «О
деятельности игорных заведений», согласно ст. 3
которого игровой автомат, на котором проводится
азартная игра, устанавливается и используется
исключительно организацией, имеющей лицензию
(игорным заведением).

6 Между тем, следует напомнить, что
освобождение магазина в этом случае от
необходимости получения лицензии на ведение
игорного бизнеса не избавит магазин от
обязанности исчисления и уплаты налога на
игорный бизнес, так как с точки зрения положений
гл. 29 НК РФ организации приобретают статус
налогоплательщиков данного налога в не
зависимости от наличия или отсутствия у них
специальной лицензии. Для этого необходим лишь
факт использования игрового автомата с любым, в
том числе вещевым, выигрышем.

7 При наличии соответствующих
обстоятельств, предусмотренных главой 21 НК РФ
«Налог на добавленную стоимость» (оплата
стоимости игрового автомата, его оприходование,
наличие счета-фактуры и т.п.)

С.Н.Шеленков, руководитель юридической группы ЗАО «Консалтинговая группа «Экон-Профи»

Источник

Для собственников помещений, на площади которых установлены одиночные игровые автоматы или организованы игорные клубы, предлагают ввести прогрессивную систему штрафов: в первый раз штраф составит 100 тыс. рублей за один аппарат, при повторном — 500 тыс. рублей за каждого «однорукого бандита». Предложение внести изменения в действующее законодательство председателю Госдумы Сергею Нарышкину направил председатель комиссии по безопасности Общественной палаты (ОП) РФ, зампред Общественного совета при ГУ МВД по Москве Антон Цветков (документ есть в распоряжении «Известий»). В комитете по безопасности и противодействию коррупции ГД инициативу поддержали и отметили, что вопрос ужесточения законодательства в игорной сфере «актуальный и важный». В Общественном совете при МВД РФ также согласны с необходимостью привлекать собственников к ответственности.

Сейчас по закону к ответственности привлекают только организаторов игорного бизнеса — по ст. 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр» и ст. 14.1.1 КоАП РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр». При этом собственники магазинов никак не отвечают за то, что происходит на сданных ими площадях. 

По официальной статистике ГУ МВД по Москве, с 1 июля 2014 года в столице была пресечена деятельность 804 игровых точек, а также изъято почти 17 тыс. игровых автоматов.

В соответствии с действующим законодательством начиная с 1 июля 2009 года на территории Российской Федерации запрещена игорная деятельность вне специально определенных игорных зон. Также с 1 июля 2014 года запрет распространился на лотереи, за исключением всероссийских государственных лотерей «Спортлото», «Победа» и «Гослото».

«Несмотря на запрет, нелегальный игорный бизнес продолжает свою работу, маскируясь под интернет-кафе, лотерейные клубы, ночные клубы. Также с момента официального запрета в России резко выросло количество подпольных игорных заведений в городах, о чем свидетельствует официальная статистика МВД России. Ежедневно органами внутренних дел выявляется и пресекается деятельность объектов незаконного игорного бизнеса, включая подпольные казино, покерные клубы, игровые автоматы, в том числе замаскированные под лотерейные терминалы, и др.», — говорится в обращении к Нарышкину.

Зампред Общественного совета при ГУ МВД по Москве Антон Цветков отмечает, что значительную сложность в противодействии игорному бизнесу представляет то, что в подавляющем большинстве случаев незаконное игорное оборудование оформляется на так называемые фирмы-однодневки и таким образом обеспечивается уход реальных организаторов от уголовной ответственности.

«В связи с вышесказанным считаю целесообразным введение административной ответственности для собственников помещений, на территории которых размещаются и осуществляют свою деятельность объекты незаконного игорного бизнеса. Данная мера, на наш взгляд, поможет существенно изменить ситуацию и позволит исключить ситуации, когда собственник помещения, фактически получающий заработок от противозаконной деятельности, ведущейся на его территории, не несет за происходящее никакой ответственности. При этом все прекрасно понимают, что собственник помещения в большинстве случаев не может не знать, для каких нужд арендатор использует его помещение. Более того, сдавая в аренду площади организаторам нелегального игорного бизнеса, собственник всегда получает с этих квадратных метров повышенный доход», — говорится в обращении.

В качестве меры наказания для недобросовестных собственников помещений Антон Цветков предлагает ввести прогрессивную шкалу штрафов с учетом возможных рецидивов.

Читайте также:  Игровые автоматы карты скачать

— Например, если впервые выявлена установка игровых автоматов, штраф для собственника помещения может составлять 100 тыс. рублей за один аппарат. А при повторном уличении в сдаче площадей под организацию игорного бизнеса эта сумма составит уже, допустим, 500 тыс. рублей за один аппарат. Соответственно, за организацию подпольных казино, покерных клубов и т.д. суммы штрафов кратно увеличиваются, — считает Цветков.

Общественный совет при МВД России поддерживает инициативу по введению ответственности для собственников помещений.

— В Общественном совете при МВД России создана рабочая группа по мониторингу деятельности органов власти и институтов гражданского общества в рамках противодействия незаконному игорному бизнесу. Аналогичные группы были созданы в составе общественных советов, и разработана интерактивная карта, система противодействия нелегальному игорному бизнесу — «картаказино.рф», — пояснил источник в МВД.

Поводом для создания системы гражданского контроля стала ситуация с нелегальным игорным бизнесом в России. Поскольку, несмотря на запрет азартных игр вне специальных игорных зон и ужесточение наказания за их незаконную организацию, частники не спешат сворачивать свой бизнес.

По официальной статистике по Москве, с 1 июля 2014 года было изъято почти 17 тыс. игровых аппаратов и пресечена деятельность 804 объектов незаконного игорного бизнеса. В целом по России за 2009–2014 годы российские силовики изъяли почти 1 млн единиц различного игорного оборудования и остановили работу более 73 тыс. подпольных казино, действовавших в том числе под видом лотерей.

При этом в МВД считают, что проводимая с 2013 года по настоящее время наступательная работа по борьбе с незаконным игорным бизнесом, а также ужесточение наказания за организацию и проведение азартных игр позволили значительно сократить количество объектов незаконной игорной деятельности.

— В суд направлено 10 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 26 лиц, из которых 15 человек — участники организованных групп и преступных сообществ, — отметили в МВД. 

По данным МВД, с начала 2015 года уже возбуждено 60 уголовных дел в сфере незаконного игорного бизнеса, в том числе 13 уголовных дел — в отношении организованных групп и преступных сообществ в составе 32 лиц. Этот показатель на 33% выше, чем за весь 2014 год.

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов назвал инициативу актуальной и здравой.

— Я лично считаю необходимым привлекать к ответственности не только организаторов игорного бизнеса, но и тех предпринимателей, которые сдают свои помещения в аренду. Они даже не задумываются о том, что будет организовано на этих квадратных метрах, которые находятся в их собственности, — рассуждает Горовцов. — К сожалению, уже принятых законодательных мер по борьбе с игорным бизнесом и лотереями, как показывает практика, недостаточно. До сих пор актуальны истории, когда в магазинах или подвальных помещениях устанавливают «одноруких бандитов» под видом благотворительных лотерей, тотализатора и других развлекательных историй.

К тому же Горовцов напомнил, что игромания — это не просто увлечение, а болезнь, с которой нужно бороться.

В свою очередь, руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский отметил, что привлекать к ответственности собственников помещений не совсем логично, потому что владельцы не способны контролировать, что происходит на сдаваемых площадях постоянно.

— Нужно учитывать, что ответственность собственника регламентируется договором о сдаче помещения в аренду. Если в этом договоре собственник официально уведомляет, что он не несет никакой ответственности и с этим согласен арендатор, то спрашивать нужно только с арендатора, — сказал Каневский. — К тому же часто собственники сдают площадь в аренду, уезжают за границу и не могут контролировать свой объект 24 часа в сутки. При этом они платят налоги от сдачи помещений и таким образом выполняют все требования действующего законодательства.

Адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрей Шугаев пояснил, что для того, чтобы предлагаемые изменения в закон можно было применять на практике, должна быть правильно прописана ответственность арендодателя.

— В договоре, заключаемом между собственником помещения и арендатором, должно быть четко сказано о недопущении установки на предоставляемой в аренду площади автоматов, которые могут быть использованы как игровые. Если такой пункт будет отсутствовать, то арендодателя можно будет привлекать к ответственности, — пояснил Шугаев.

В свою очередь, член координационного совета «Молодой гвардии «Единой России» (МГЕР), руководитель проекта «Агенты» Дмитрий Потапов заявил, что, если инициатива будет поддержана и закреплена законодательно, могут возникнуть проблемы с ее применением на практике.

— Мы со своей стороны уже давно работаем в сфере урегулирования игорного бизнеса и поддерживаем предлагаемые изменения. Однако на практике сложно будет найти собственника, чтобы привлечь его к ответственности. Чаще всего помещение находится в субаренде, причем не через одного арендодателя, — отметил Потапов.

Напомним, летом 2009 года в России вступил в силу запрет на азартные игры. На территории страны официально действуют четыре игорные зоны: в Алтайском, Приморском и Краснодарском краях, а также в Калининградской области. В 2014 году был подписан закон об ужесточении уголовной ответственности за организацию незаконного игорного бизнеса. Теперь организаторам подпольного бизнеса грозит штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет. Другие возможные меры наказания — обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, ограничение свободы на срок до 4 лет, лишение свободы на срок до 2 лет.

Источник